«Меня окружали хорошие люди», — Владимир Шульга.
На его счету – пятнадцать прыжков с парашютом. Он так и не стал моряком, о чем мечтал с детства. Он организовал секцию бокса, хотя сам никогда боксом не занимался. Классический его образ – в белой форме на вышке со свистком во рту.
… Работать Володя Шульга начал очень рано: после седьмого класса его под чужой фамилией устроили на стройку. Приходилось хитрить, поскольку ему еще не было четырнадцати.
— Нас у мамы было три сына. Я – самый младший. Общеобразовательная школа – семилетка, а в восьмой идти – надо платить. Надо купить форму, фуражку с кокардой, лыжный костюм. Зарплата у мамы мизерная; вот так и начал трудовую биографию. Сначала на подхвате, а после и кирпичи клал, меня даже научили угол выводить. Причем работал и после восьмого класса, и после девятого. Работал до пятого августа, а после мы уходили в поход вверх по Томи.
… Поступать на отделение физвоспитания естественно-географического факультета Благовещенского пединститута Владимир Шульга и не думал. Его ждали в мореходке во Владивостоке. Там на него глаз положили давно. Спортивный мальчишка привлек внимание к себе на соревнованиях по волейболу, куда сборная команда амурчан приезжала не раз. Шульга был в составе команды.
— В нашей белогорской школе, где я учился, не было учителя физкультуры. Занимался с нами сержант из воинской части. Парень был, как понимаю, фанатиком. В армии тогда сержантов обеспечивали литературой по разным видам спорта. Вот он с нами и разучивал, как делать прием мяча в волейболе, как подавать и другие премудрости. И мы постоянно ездили на спартакиады в Благовещенск. Я и ядро толкал, и копье метал, и в волейбол играл. И вот после десятого на спартакиаде ко мне подходит студент пединститута, Виктор Шенкевец. Виктор Максович. А он в институте отвечал за волейбол. «Поступай к нам». «Так я же документы в мореходку сдал!» Тут мои школьные друзья Мякишевы давай меня уговаривать: «Чего ты один во Владивостоке будешь? А здесь и мы рядом, и брат в сельхозе учится». Уговорили. Да и мама была рада, что сын рядом. Конкурс – семь человек на место. Но ничего, поступил. И вот ведь что интересно: из всех поступивших на первый курс лишь три человека не входили ни в одну сборную команду области. Паша Шпаков и Вася Яковенко играли в волейбол, Валера Шачков занимался легкой атлетикой, его рекорд по метанию диска до сих пор не побит. Поступила Люба Гусева, знаменитая наша лыжница. А поступала она как баскетболистка, это уж потом ее сманили на лыжи.
Начинал молодой учитель физкультуры Владимир Шульга свой путь в Волковской школе. Школа старенькая, спортзала нет, лишь коридор. Но энергии у молодого учителя — через край. Закрутил соревнования разные, организовал даже секцию по боксу, хотя никогда им не занимался. До сих пор благодарен директору совхоза, который помогал всячески и с покупкой инвентаря, и с поездками на соревнования. Через много-много лет на одной из сельских комплексных спартакиад подошел к Шульге мужчина: « А вы меня не помните? Вы у нас в шестьдесят втором году секцию бокса вели».
Недолго довелось поработать в школе – призвали в армию. И там, в учебке, которая находилась рядом со спортротой округа, постоянно играл в волейбол. По окончании учебки младших сержантов распределяли по частям. Тренер из спортроты посоветовал выбрать Суворовское училище, где требовались помощники офицеров-воспитателей. Если опустить все, что связано непосредственно со службой, то всеравно останется Его Величество волейбол. Даже на соревнования в пределах края иногда приходилось летать самолетом. Потом были экзамены, присвоение звания младший лейтенант и возвращение в гражданскую жизнь. Он чуть было не надел однажды форму с погонами, когда ему предлагали должность помощника председателя облсовета «Динамо», но отказался. Потому что это было позже, а он уже ощутил вкус учителя. Работал одиннадцать лет преподавателем в политехникуме, и до сих пор вспоминает с благодарностью тех, кто его окружал. Тогда техникум в спортивном плане был учебным заведением номер один. Юрий Иванович Кочубеев вел баскетбол и хоккей с шайбой, Виталий Дмитриевич Скориков – волейбол, Анатолий Петрович Зливко – коньки, Владимир Власович Тисленко – лыжи, Дмитрий Платонович Шуранов – пулевую стрельбу. Техникум принадлежал министерству цветной металлургии, таких техникумов в стране было семнадцать. Денег – сколько надо. В 1971 или 1972 году провели спартакиаду. Благовещенцы ее выиграли, первыми были и конькобежцы, и девушки-волейболистки.
В 1974 году Владимира Шульгу избрали председателем областного студенческого общества «Буревестник». Это – совершенно другой масштаб работы, нежели в техникуме, другие подходы, другие отношения. Но и тут рядом были хорошие люди. Председатель облсовпрофа Анатолий Степанович Горшков понимал, что значит спорт в жизни студенчества, поддерживал всячески. «Наши гимнастки постоянно тренировались в центрах за пределами области, — вспоминает Владимир Михайлович. – Так иной раз тренеры подходили: давайте не поедем на сборы, а то родители жалуются, что детей не видят».
Все рухнуло в 1987 году, когда из нескольких спортивных обществ организовали одно – ВДФСО профсоюзов. И убили всякое стремление соревноваться. Если раньше были «Спартак», «Буревестник», «Локомотив», «Урожай», то теперь спортсмены должны были состязаться со своими товарищами по тренировке? Потом многое что было, в том числе двухгодичная работа на общественных началах в «Буревестнике», самоликвидация «Буревестника».
— Надо всегда ставить перед собой цель и добиваться ее выполнения. Самое главное – не ждать, что кто-то к тебе придет и что-то принесет. Все надо делать самому. Десять лет назад увлекся пляжным волейболом. Первую площадку организовал Борис Дмитриевич Грибанов, потом я подхватил это дело. Спрос на нормальный отдых возле воды огромный. Были у нас две площадки на Октябрьской, но в наводнение они погибли. Сейчас площадки в горпарке. Конечно, одному не справиться. Помощников много и среди студентов, и среди игроков. Спонсоры помогают. Спорткомитет большую лепту вносит. Мое дело – организационное и судейство. Начинаем мы соревнования в 17 часов, когда народ в основном заканчивает работу. До семнадцати команд набирается. Школьники так вообще тренируются здесь. Получаются праздники, чему не один я рад.
… Он не стал моряком. Он пятнадцать раз прыгнул с парашютом на военных сборах. И бесконечно благодарен волейболу, который стал не только любимым занятием на всю жизнь, но и позволил прожить ее в окружении хороших людей.
Владимир Смирнов